Тест по литературе Светлана (В.А. Жуковский) для учащихся 9 класса. Тест состоит из двух вариантов, в каждом варианте 5 заданий с кратким ответом и 3 общих задания с развернутым ответом.
Что ж? В избушке гроб; накрыт
Белою запоной;
Спасов лик в ногах стоит;
Свечка пред иконой…
Ах! Свет лапа, что с тобой?
В чью зашла обитель?
Страшен хижины пустой
Безответный житель.
Входит с трепетом, в слезах;
Пред иконой пала в прах,
Спасу помолилась;
И с крестом своим в руке
Под святыми в уголке
Робко притаилась.
Все утихло… вьюги нет…
Слабо свечка тлится,
То прольет дрожащий свет,
То опять затмится…
Все в глубоком, мертвом сне,
Страшное молчанье…
Чу, Светлана. в тишине
Легкое журчанье…
Вот глядит: к ней в уголок
Белоснежный голубок
С светлыми глазами,
Тихо вея, прилетел,
К ней на перси тихо сел,
Обнял их крылами.
Смолкло все опять кругом…
Вот Свет лапе мнится,
Что под белым полотном
Мертвец шевелится…
Сорвался покров; мертвец
(Лик мрачнее ночи)
Виден весь — на лбу венец,
Затворены очи.
Вдруг… в устах сомкнутых сто
Силится раздвинуть он
Руки охладелы…
Что же девица. Дрожит…
Гибель близко… но не спит
Голубочек белый.
Встрепенулся, развернул
Легкие он крилы;
К мертвецу на грудь вспорхнул,
Всей лишенный силы,
Простонав, заскрежетал
Страшно он зубами
И на деву засверкал
Грозными очами…
Снова бледность на устах;
В закатившихся глазах
Смерть изобразилась…
Глядь, Светлана… о творец!
Милый друг ее — мертвец!
Ах! … и пробудилась.
Где ж. У зеркала, одна
Посреди светлицы;
В тонкий занавес окна
Светит луч денницы;
Шумным бьет крылом петух,
День встречая пеньем;
Все блестит… Светланин дух
Смутен сновиденьем.
«Ах! Ужасный, грозный сон!
Не добро вещает он —
Горькую судьбину;
Тайный мрак грядущих дней,
Что сулишь душе моей,
Радость иль кручину?»
Села (тяжко ноет грудь)
Под окном Светлана;
Из окна широкий путь
Виден сквозь туманы;
Снег на солнышке блестит,
Пар алеет тонкий…
Чу. в дали пустой гремит
Колокольчик звонкий;
На дороге снежный прах;
Мчат, как будто на крылах,
Санки кони рьяны;
Ближе; вот уж у ворот;
Статный гость к крыльцу идет..
Кто. Жених Светланы.
Что же твой, Светлана, сон,
Прорицатель муки?
Друг с тобой; все тот же он
В опыте разлуки;
Та ж любовь в его очах,
Те ж приятны взоры;
Те ж на сладостных устах
Милы разговоры.
Отворяйся ж, божий храм;
Вы летите к небесам,
Верные обеты;
Соберитесь, стар и млад;
Сдвинув звонки чаши, в лад
Пойте: многилеты!
1 вариант
Задания с кратким ответом
1. Определите жанр произведения, из которого взят фрагмент.
2. Как называется изобразительно-выразительное средство?
Все в глубоком, мертвом сне,
Страшное молчанье…
3. Укажите название композиционного элемента — изображения внутреннего убранства помещения:
Что ж? В избушке гроб; накрыт
Белою запоной;
Спасов лик в ногах стоит;
Свечка пред иконой…
4. Как называется прием?
Та ж любовь в его очах,
Те ж приятны взоры;
Те ж на сладостных устах
Милы разговоры…
5. Определите размер, которым написано произведение.
Задания с развернутым ответом
6. С помощью каких изобразительных средств создается образ героини и какой именно она предстает?
7. Каков аллегорический смысл образа голубя?
8. Сопоставьте фрагменты произведений В.А. Жуковского «Светлана» и Н.М. Карамзина «Бедная Лиза». Чем похожи героини?
2 вариант
Задания с кратким ответом
1. К какому направлению русской литературы первой половины XIX века относится творчество Жуковского?
2. Укажите название изобразительного средства:
Мчат, как будто на крылах,
Санки кони рьяны…
3. Укажите название композиционного элемента — изображения природы в литературном произведении:
Из окна широкий путь
Виден сквозь туманы;
Снег на солнышке блестит,
Пар алеет тонкий…
4. Как называется изобразительно-выразительное средство?
Белоснежный голубок
С светлыми глазами,
Тихо вея, прилетел…
5. Определите способ рифмовки:
Спасу помолилась;
И с крестом своим в руке
Под святыми в уголке
Робко притаилась.
Задания с развернутым ответом
6. С помощью каких изобразительных средств создается образ героини и какой именно она предстает?
7. Каков аллегорический смысл образа голубя?
8. Сопоставьте фрагменты произведений В.А. Жуковского «Светлана» и Н.М. Карамзина «Бедная Лиза». Чем похожи героини?
Фрагмент произведения Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» для 8 задания
Лиза рыдала — Эраст плакал — оставил ее — она упала — стала на колени, подняла руки к небу и смотрела на Эраста, который у далялся — далее — далее — и, наконец, скрылся — воссияло солнце, и Лиза, оставленная, бедная, лишилась чувств и памяти.
Она пришла в себя — и свет показался ей уныл и печален. Все приятности натуры сокрылись для нее вместе с любезным ее сердцу. «Ах! — думала она. — Для чего я осталась в этой пустыне? Что удерживает меня лететь вслед за милым Эрастом? Война не страшна для меня; страшно там, где нет моего друга. С ним жить, с ним умереть хочу или смертию своею спасти его драгоценную жизнь. Постой, постой, любезный! Я лечу к тебе!» Уже хотела она бежать за Эрастом, но мысль: «У меня есть мать!» — остановила ее. Лиза вздохнула и, преклонив голову, тихими шагами пошла к своей хижине. С сего часа дни ее были днями тоски и горести, которую надлежало скрывать от нежной матери: тем более страдало сердце ее! Тогда только облегчалось оно, когда Лиза, уединяясь в густоту леса, могла свободно проливать слезы и стенать о разлуке с милым. Часто печальная горлица соединяла жалобный голос свой с ее стенанием. Но иногда — хотя весьма редко — златой луч надежды, луч утешения освещал мрак ее скорби. «Когда он возвратится ко мне, как я буду счастлива! Как все переменится!» От сей мысли прояснялся взор ее, розы на щеках освежались, и Лиза улыбалась, как майское утро после бурной ночи.
Ответы на тест по литературе Светлана
1 вариант
1. баллада
2. эпитет
3. интерьер
4. анафора
5. хорей
2 вариант
1. романтизм
2. сравнение
3. пейзаж
4. эпитет
5. опоясывающая
Тест по литературе выполнен в виде презентации. Состоит из 12 вопросов. Источник шаблона презентации: Зинина Светлана Александровна, учитель истории и обществознания муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №43 г. Волгограда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
svetlana.rar | 1.69 МБ |
Подписи к слайдам:
Романтизм В.А. Жуковский «Светлана»
1.Романтизм в России появился: А) после Отечественной войны 1812 года; Б) в эпоху Просвещения; В) в последнее десятилетие XVIII века; Г) в эпоху Возрождения.
2. Выберите правильную последовательность смены одного литературного направления другим: А) сентиментализм, классицизм, романтизм; Б) романтизм, классицизм, сентиментализм; В) классицизм, сентиментализм, романтизм.
3. На что гадали девушки в крещенский вечер? А) на суженого; Б) на то, сколько у них будет детей; В) на то, что их ждёт в будущем.
4. Почему Светлана грустит в этот вечер? А) родители выдают ее замуж против воли; Б) уже год она не получает вестей от возлюбленного; В) её возлюбленный погиб на войне.
5. Что увидела Светлана за своей спиной во время гадания? А) своего милого; Б) чёрта; В) умершего отца.
6. Что происходит в хижине ночью? А) в окна хижины лезет разная нечисть; Б) мертвец встает из гроба, и оказывается, что это ее жених; В) её обступают призраки.
7. Где проснулась Светлана? А) в той самой хижине; Б) посреди поля; В) в своей светлице.
8. Что на самом деле случилось с женихом Светланы? А) он погиб на войне; Б) он замёрз по дороге к ней; В) он вернулся, и они сыграли свадьбу.
9. Укажите название композиционного элемента — изображения природы в литературном произведении: Из окна широкий путь Виден сквозь туманы; Снег на солнышке блестит, Пар алеет тонкий… А) натюрморт; Б) пейзаж; В) антитеза.
10. Как называется изобразительно-выразительное средство? Все в глубоком, мертвом сне, Страшное молчанье… А) метафора; Б) эпитет; В) олицетворение.
11. Сновидение и реальность в «Светлана» представлены как: А) антитеза; Б) оксюморон; В) сравнение.
12. Жанр произведения В.А. Жуковского «Светлана»: А) поэма; Б) элегия; В) баллада.
Источник шаблона презентации: Зинина Светлана Александровна , учитель истории и обществознания муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №43 г. Волгограда
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В планировании описано содержание урока, представлены виды деятельности уч-ся, межпредметные связи, указаны умения и навыки школьников, домашнее задание.
Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.
Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.
Рабочая программа по литературе по учебнику В.П. Полухиной, В.Я. Коровиной, В.П Журавлева, В.И Коровина «Литература 6 класс», Москва, «Просвещение», 2013 г.
Рабочая программа по литературе по учебнику В.Я. Коровиной, В.П Журавлева, В.И Коровина «Литература 7 класс», Москва, «Просвещение», 2006 г.
Рабочая программа по литературе по учебнику В.Я. Коровиной, В.П Журавлева, В.И Коровина «Литература 8 класс».
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы.
Данная презентация содержит материалы для проведения контрольного тестирования по творчеству А.Н. Радищева и В.А. Жуковского. Материал соответствует требованиям ФГОС.
Просмотр содержимого документа
«Тест по творчеству Радищева, Жуковского (презентация).»
Тест Радищев Жуковский
А.Н. Радищев. Путешествие из петербурга в москву.
1. Где прошли детские годы А. Н. Радищева?
- А) в Казани б) в Москве в) в Петербурге г) в Твери
2. О каком произведении А. Н. Радищева столь резко высказалась Екатерина II: «Бунтовщик, хуже Пугачева!»?
- а) «Вольность» б) «Отрывок из путешествия. » в)«Путешествие из Петербурга в Москву» г) «Письмо к другу»
3. За что был арестован А. Н. Радищев?
- а) за публичные выступления б) за должностные нарушения в) за публикацию «Путешествия из Петербурга в Москву» г) за публикацию «Писем к другу»
4. Укажите определение сентиментализма.
- а) направление в искусстве и литературе, в основе которого — реалистическое воссоздание действительности; воспроизведение жизни в ее закономерностях, типических чертах и свойствах б) направление в искусстве и литературе, для которого характерны высокая гражданская тематика, строгое соблюдение определенных творческих норм и правил (теория «трех стилей», система амплуа, принцип «трех единств» и т. д.) в) направление в литературе и искусстве, которое отличает особый интерес к личности, характер ее отношения к окружающей действительности, с одной стороны, и противопоставление реальному миру идеального — с другой г) направление в литературе и искусстве, которое отличает повышенный интерес к человеческому чувству, эмоциональному восприятию окружающего мира; преобладает подчеркнутая субъективность в изображении мира
5. В эпиграфе книги «Путешествие из Петербурга в Москву» можно прочитать: «Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй». Кому принадлежат эти слова?
- а) К. Тредиаковский, «Тилемахида» б) А. Н. Радищев, «Вольность» в) русская народная поговорка г) М. В. Ломоносов, «Разговоре Анакреонтом»
6. От чьего лица ведется повествование в «Путешествии из Петербурга в Москву»?
- а) странствующий офицер б) купец, разъезжающий по торговым делам в) служилый дворянин г) крестьянин, скитающийся по Руси
7. Какое чувство овладело героем при знакомстве с жизнью народной («Путешествие из Петербурга в Москву»)?
- а) радость б) умиление в) скорбь душевная г) равнодушие
8. К какому литературному жанру можно отнести стихотворение « Вольность » ?
- а) элегия б) ода в) басня г) поэма
9. У кого из русских поэтов можно встретить стихотворение, которое называлось так же, как и у А. Н. Радищева («Вольность»)?
- А) Г. Р.Державин б) А.С.Пушкин в) М. Ю.Лермонтов г) В. А.Жуковский
10. В каком учебном заведении получил образование А. Н. Радищев?
- А) в Царскосельском лицее б) в Пажеском корпусе в) в Московском университете г) в Петербургском университете
11. К какому литературному направлению можно отнести Радищева-писателя?
- А) классицизм б) сентиментализм в) реализм г) романтизм
12. Укажите, какое стихотворное произведение (в отрывках) было напечатано в книге «Путешествие из Петербурга в Москву».
- А) «Разговор с Анакреонтом» б) «Песнь историческая» в) «Властителям и судиям» г) «Вольность»
13. На кого указывал эпиграф к книге «Путешествие из Петербурга в Москву»: «Чудище обло, озорно, огромно, отозевно и лаяй»?
- А) невежественный и забитый русский народ б) русское самодержавие с властными структурами в) жестокие помещики г) абстрактный мифологический персонаж
14. В какой главе «Путешествия из Петербурга в Москву» подводит А. Н. Радищев своего читателя к мысли о революционном выступлении народа?
- А) «Зайцово» б) «Крестцы» в) «Спасская Полесть» г) «Любани»
15. Сколько глав в книге А. Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву»?
- а) 6 б) 8 в) 20 г) 26
16. Кому посвятил А. Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»?
- а) Екатерине II б) М. В. Ломоносову в) М. И. Кутузову г) Г. Р. Державину
17. Сколько времени длилось путешествие героя из Петербурга в Москву («Путешествие из Петербурга в Москву»)?
- А) 1 месяц б) 3 дня в) 7 суток г) 10 дней
В.А. Жуковский. Светлана.
1. Как называется изобразительно-выразительное средство?
- Все в глубоком, мертвом сне, Страшное молчанье…
2. Укажите название композиционного элемента — изображения внутреннего убранства помещения:
- Что ж? В избушке гроб; накрыт Белою запоной; Спасов лик в ногах стоит; Свечка пред иконой…
3. Как называется прием?
- Та ж любовь в его очах, Те ж приятны взоры; Те ж на сладостных устах Милы разговоры…
4. Определите размер, которым написано произведение.
5. К какому направлению русской литературы первой половины XIX века относится творчество Жуковского?
6. Укажите название изобразительного средства:
- Мчат, как будто на крылах, Санки кони рьяны…
7. Укажите название композиционного элемента — изображения природы в литературном произведении:
- Из окна широкий путь Виден сквозь туманы; Снег на солнышке блестит, Пар алеет тонкий…
8. Как называется изобразительно-выразительное средство?
- Белоснежный голубок С светлыми глазами, Тихо вея, прилетел…
9. Определите способ рифмовки:
- Спасу помолилась; И с крестом своим в руке Под святыми в уголке Робко притаилась.
10.В каком образе является Светлане "ангел-утешитель"?
11.Что Светлану "страшит" в ее сне?
12.Какие черты характера Светланы создают ее романтический образ?