Подшипники для насосных станций

Подшипники для насосных станций

Даже самое надежное насосное оборудование, используемое для оснащения бытовых и промышленных систем водоснабжения, не застраховано от поломок, которые могут возникать по различным причинам. Именно поэтому желательно всегда иметь в наличии запчасти для насосных станций, которые позволят быстро восстановить рабочее состояние эксплуатируемого устройства. Длительная практика использования насосных станций позволила выявить запчасти для нее, которые используются чаще всего.

В насосах наиболее часто меняются уплотнения, подшипники, сменные мембраны и рабочие колеса

Как правильно подобрать насосное оборудование для скважин и колодцев

Чтобы обеспечить эффективную работу и предупредить выход из строя насосной станции, необходимо знать, как правильно подбирать такое оборудование. Сначала следует определиться с задачами, для решения которых оно будет использоваться. Насосные станции различных типов могут применять со следующими целями.

Обеспечение работы автономной системы водоснабжения

Если глубина источника, из которого будет откачиваться вода, не превышает 10 метров, то для его обслуживания устанавливают поверхностные насосные станции, оснащенные насосом и накопительным баком мембранного типа, который называется гидроаккумулятор. Наиболее распространенными типами насосов, используемых для комплектации таких станций, являются самовсасывающие устройства.

Основные части насосной станции

Оснащение насосной станции приборами контроля и механизмами управления позволяет поддерживать уровень давления жидкой среды в обслуживаемой системе в автоматическом режиме, а также обеспечивает бесперебойную и эффективную работу оборудования. Насосные станции вышеописанного типа отличаются сравнительно невысокой стоимостью, удобством в использовании и обслуживании, что и объясняет их высокую популярность.

Откачивание воды из неглубоких скважин или колодцев

С этой целью можно использовать простейший ручной насос или электрическое насосное устройство центробежного типа.

Запчасти для центробежного скважинного насоса

Полив растений

Чтобы обеспечить подачу воды, используемую для полива растений, из скважины, колодца, искусственного или естественного водоема, применяются простейшие поливочные насосы, хорошо справляющиеся с такой задачей.

Для полива садовых насаждений наиболее часто используется поверхностный портативный насос центробежного типа

Откачивание воды

Насосное оборудование используется и для того, чтобы откачивать воду, скапливающуюся в погребах и подвальных помещениях дома, осушать приусадебные участки, удалять скопившуюся жидкость из сточных ям и септиков. Для решения таких задач применяются гидромашины дренажного типа.

Структурная схема дренажного насоса

Организация работы автономных систем отопления

Чтобы запустить автономные системы отопления, используют циркуляционные насосы.

Элементы конструкции циркуляционного насоса

Неисправности и запчасти насосных станций

То, что насосная станция работает некорректно и, возможно, скоро выйдет из строя, можно определить по целому ряду признаков. Наиболее характерным из таких признаков является слишком сильный шум, исходящий от электронасоса, что может свидетельствовать о целом перечне неисправностей в работе насосной станции.

Перечислим наиболее распространенные неисправности любой насосной станции и причины, по которым они возникают.

Насос работает толчками

Насос, которым оснащена станция, работает толчками, часто выключается и снова включается. Это может происходить из-за того, что:

  • в гидроаккумуляторе станции слишком маленькое (или вообще отсутствует) давление воздуха, что можно определить, подсоединив к ниппелю такого бака манометр от автомобильного насоса;
  • в стенках гидроаккумулятора появилась трещина, что приводит к утечке воздуха из его внутренней полости и, соответственно, падению давления в системе (если такая трещина обнаружена, то заделать ее можно, используя клей «холодная сварка»);
  • повреждена мембрана или груша гидроаккумулятора, отделяющая в нем воздушную среду от жидкой (о повреждении данной детали говорит выходящая из ниппеля при нажатии на его золотник вода (если выходит воздух, значит, мембрана устройства целая); стоят такие комплектующие к насосной станции недорого, и заменить их самостоятельно не составляет больших проблем);
  • выход из строя реле давления насосной станции.

Этот гидроаккумулятор лопнул вследствие заморозки. Временно можно попробовать заварить, но позднее корпус всё равно придется заменить

Насос работает, но нет воды

Насос станции включается, работает, но вода в трубопровод не поступает. Причин здесь может быть несколько:

  • выход из строя обратного клапана, который перестает закрываться потому, что в него попали твердые включения, содержащиеся в составе перекачиваемой жидкой среды;
  • отсутствие воды во внутренней камере, что легко исправить, наполнив камеру оборудования водой, используя для этого специальное отверстие на его корпусе;
  • сильная выработка в местах сопряжения крыльчатки и стенок рабочей камеры, что часто случается, если в составе перекачиваемой жидкой среды содержится большое количество песка, действующего как абразив (в большинстве подобных ситуаций для устранения такой неисправности достаточно заменить корпус насоса и крыльчатку на соответствующие запчасти; при наличии специальных навыков установить эти запчасти на водяной насос можно и самостоятельно, не привлекая сторонних специалистов);
  • отсутствие воды на том уровне шахты скважины или колодца, на котором располагается нижний конец заборного шланга (в данном случае достаточно опустить шланг насосной станции глубже, чтобы его конец находился в перекачиваемой жидкой среде).

Чтобы добраться до крыльчатки, нужно снять кожух

Вода поступает с перебоями

Вода, откачиваемая из скважины или колодца, поступает в трубы с перебоями или подается рывками. Причинами подобного поведения насосной станции могут быть:

  • нарушение регулировки реле давления, что довольно легко исправить (для выполнения регулировки в конструкции реле давления предусмотрены две пружины – большая и маленькая, – степень сжатия которых изменяется при помощи специальных винтов; меньшая из таких пружин отвечает за регулировку разницы давления между верхним и нижним значениями, а большая – за значения давлений, при которых насос будет автоматически выключаться и включаться);
  • значительный износ движущихся деталей насоса, что происходит при длительной эксплуатации (изношенные детали электронасоса необходимо заменить соответствующими запчастями или заняться поиском нового насоса для насосной станции);
  • засор входного отверстия реле давления, что может произойти, если насосная станция используется для перекачивания слишком жесткой воды, в составе которой содержится много минеральных солей (чтобы исправить такую ситуацию, реле давления достаточно снять с насосной станции и тщательно почистить).

Насос не запускается

Насос, которым оснащена станция, не запускается при подаче на него электропитания. Причины такой неисправности насосной станции могут заключаться в следующем:

  • окислились или подгорели контакты реле давления, что можно проверить, осмотрев их и проверив тестером (если контакты действительно окислились или подгорели, их необходимо тщательно почистить);
  • сгорел приводной двигатель электронасоса, что проверяется путем прозвонки его обмоток (если произошла такая ситуация, то следует узнать, сколько будет стоить ремонт сгоревшего двигателя, так как в некоторых случаях целесообразнее приобрести новый движок и установить эту запчасть на насос; многие бытовые модели электронасосов оснащаются не слишком дорогими приводными двигателями, поэтому важно подобрать нужную модель движка, технические характеристики которого должны полностью соответствовать параметрам самого насоса).

Насос не запускается и гудит

Насос при включении издает гул, но крыльчатка не крутится. Чаще всего такая ситуация возникает из-за:

  • «склеивания» лопастей крыльчатки со стенками рабочей камеры из-за того, что насос длительное время не эксплуатировался и оставался без воды (в такой ситуации необходимо сначала прокрутить крыльчатку вручную, а только затем подключать гидромашину к электропитанию);
  • выхода из строя конденсатора, установленного в клеммной коробке насосной станции (причиной этому может стать пониженное значение напряжения в сети электропитания).

Как ясно из всего вышесказанного, главное при возникновении неисправностей в работе насосного оборудования – выявить причину их возникновения, что позволит приобрести нужные запчасти для насосной станции и оперативно восстановить ее работоспособность.

Насосные станции являются достаточно популярным оборудованием, используемым для откачивания воды из скважины и колодца и ее дальнейшей транспортировки по трубопроводу, поэтому приобрести на современном рынке запчасти и комплектующие к ним не представляет особых проблем.

Читайте также:  Светильник потолочный в спальню фото

Насосная станция – это комплекс узлов и агрегатов, расположенных на поверхности или в здании, взаимосвязанных между собой, обеспечивающих постоянное давление и подачу воды в сантехнические приборы.

Оборудование постоянно находится в рабочем состоянии, даже если поступление жидкости остановлено. Между режимом ожидания и непосредственным включением устройства проходят секунды. Конечно, такая манера эксплуатации может привести к поломке основных узлов, тогда потребуется ремонт насосных станций.

Устройство и характеристики основных элементов

Агрегат сильно отличается от погружника в первую очередь своими объемами и принципом работы. Рабочие элементы комплекса:

  1. Мощная помпа. Именно она поднимает жидкость из глубины скважины или колодца и подает в водопроводную сеть. Все остальные элементы обеспечивают его правильную работу. Первое и единственное назначение – выкачивание жидкости из водоносной жилы.
  2. Шланг или труба. Крутящий момент рабочего колеса создает вакуумную среду внутри шланга, и вода устремляется наверх к крыльчатке. Здесь происходит ее захват и проталкивание дальше в систему.
  3. Обратный клапан. Располагается на шланге возле самого агрегата или непосредственно в скважине. Предназначен для остановки жидкости после выключения насоса.
  4. Фильтр грубой очистки. Имеет вид железной или пластмассовой пробки с сетчатым основанием. Задерживает крупные и мелкие частицы ила и глины в зависимости от величины ячейки. Предохраняет оборудование от засора, преимущественно крыльчатку.
  5. Реле замера давления в магистрали. Без этого прибора устройство не будет работать. Датчик установлен у основания расширительного бака. Когда происходит забор воды, давление в системе падает, реле регистрирует этот процесс и дает команду помпе на включение. Поэтому кабель питания не идет напрямую в сеть, а проходит через датчик давления. Шаг включения 1,5–2 очка.
  6. Манометр. Служит контроллером давления в системе. Показывает любые изменения после включения и выключения агрегата.
  7. Расширительный бак. Регулирует плавное включение насоса. Без него оборудование будет работать рывками, постоянно включаясь и отключаясь.

Распространенные неисправности и их способы решения

Помпа не включается

Проверьте правильное соединение и подключение кабеля агрегата к розетке или щитку управления. В комплектацию оборудования входит специальное реле регулирования давления, которое отвечает за своевременное включение помпы.

Причина неисправности может скрываться в неправильной регулировке клапана давления. Открутив штурвал полностью, мы уменьшаем давление до 0. Если в таком состоянии потреблять воду, насос не сработает, так как оно и так нулевое.

В устройстве, которое простояло долгое время, может быть окисление контактов.

Не отключается после прекращения забора воды

Неисправен обратный клапан, установленный на трубе. Во время работы агрегат вытягивает воду из скважины или колодца и подает ее в бак и в систему водоснабжения. Потребление жидкости прекращается, и помпа отключается. Вода, оставшаяся в трубе, уходит в скважину, где упирается в обратный клапан.

Следовательно, если заслонка не работает, вода уходит под землю, происходит потеря давления и станция молниеносно реагирует, включая насос. Жидкость упирается в закрытый сантехнический прибор и снова падает, создавая эффект постоянно работающего двигателя.

Замена клапана может решить проблему.

Частое включение помпы

Сигнализирует о неисправности гидроаккумулятора. В обычном рабочем режиме в баке постоянно происходит движение воды. Воздушная мембрана создает давление, и реле автоматики подает сигнал на работу двигателя насоса. При нарушении герметичности корпуса резервуара или самой трубной системы происходит падение давления. Чтобы догнать до нужного уровня, насос постоянно включается. Резиновая груша внутри гидроаккумулятора может порваться, и вода начнет сифонить.

Устранить неполадки возможно, только полностью заменив расширительный бочок.

Оборудование часто отключается

Причина в неправильной настройке узлов. Если питание подается, и агрегат работает, но сразу отключается, потом снова функционирует – реле регулировки давления настроено неверно.

В корпусе датчика, помимо манометра и клавиши включения, есть два штурвала. Первый регулирует верхний порог отключения и нижний порог включения насоса. Второй устанавливает шаг работы. Вращая эти два барашка, можно самостоятельно отрегулировать момент вращения колеса.

Вода, поступающая из сбросной трубы, идет с воздухом

Первая причина возникновения неисправности – нарушение герметичности агрегата или устройств, сопряженных с ней. Правильная работа насоса обеспечивает бесперебойное водоснабжение частного дома из скважины. Появление трещин или щелей в стыках, местах соединения или корпусе ведет к неизбежной потере герметичности. Жидкость будет смешиваться с воздухом, попадающим через щели.

Решение – проверка и замена узлов, нарушающих целостность системы.

Вторая причина в отсутствие необходимого уровня воды в скважине. Шланг, подающий жидкость из ствола, расположен выше уровня и вместе с ней постоянно втягивает воздух, образовавшийся внутри шахты.

Решение – опустить шланг ниже.

Вода идет рывками, поток постоянно прерывается

Зеркало (столб) в скважине постоянно меняется, то поднимаясь, то опускаясь. Этот процесс зависит от правильного расчета дебита скважины. Мощность агрегата может быть больше, чем способность водоносной жилы наполнить полость. То есть пять минут работы аппарата полностью осушают шахту, затем наступает режим ожидания, когда мотор работает всухую. За это время вода снова прибывает и втягивается в шланг.

Решение заключается в замене трубы, погружаемой в скважину на более меньший диаметр.

Помпа гудит, но крыльчатка не вращается

Сложный случай, требуется детальная диагностика. Поломка, скорее всего, связана с неспособностью мотора прокрутить колесо. Это происходит, когда станция долгое время простояла без дела и диск прикипел или его грани заржавели.

Потребуется ремонт насосной станции. Разобрав крышку, скрывающую крыльчатку, станет ясно, какой именно узел вышел из строя.

Еще одной причиной данной поломки считается износ электротехнического оборудования. Оплетка моторного отсека перегрелась, и провода слиплись между собой. Происходит потребление электроэнергии, и поэтому она гудит, однако сил у оплавившейся обмотки не хватает провернуть вал.

Двигатель гудит, крыльчатка вращается, но вода не поступает

Банально скважина пуста. Решение – опустить шланг до уровня водного горизонта.

Разгерметизация отсеков устройства – проверить все стыки и пробки.

Неправильно выбрана мощность оборудования. У каждой станции свои характеристики. В них входит напор воды, подаваемой из скважины, объем резервуара расширительного бака, глубина забора жидкости. Неправильно подобранное оборудование является причиной его некорректной работы. Проще говоря, помпа не может поднять столб жидкости из-за своих низких характеристик.

Решение – достаньте шланг из скважины и опустите в ведро с водой. Станция перекачает ее в считанные секунды, значит, нужно поменять оборудование на более мощное.

Читайте также:  Копчение куриных ножек в коптильне

Сильная вибрация при включённом моторе

Расшатался или разрушился подшипник на вращательном валу электродвигателя. Диагностировать проблему можно, разобрав заднюю часть мотора и пошатав вал. Замена производится на аналогичную по всем параметрам деталь.

Как правильно разобрать

Отключив от электричества, приступаем к раскрутке и отсоединению всех шлангов подачи и нагнетания жидкости. Разборка устройства осуществляется поэтапно:

Первый этап. Разделяем качающий узел от электродвигателя.

  • Крепится мотор на четыре болта, фиксирующих юбку фланца агрегата.
  • Открутив болты, легким постукиванием по фланцу снимаем двигатель.
  • Отделив соединение, станет видно вращательную втулку.
  • Получается две части станции: на одной рабочее колесо с распределительным узлом, на другой – мотор.
  • Резиновую прокладку аккуратно вынимаем и протираем влажной тряпкой.
  • Вал в двигателе нужно провернуть, чтобы посмотреть, все ли подшипники вращаются.

Второй этап. Снимаем крышку реле старта.

  • Обычно крепеж состоит из одного-двух винтов, закручиваемых крестовой отверткой. Под крышкой скрывается вся подноготная.
  • Два штурвала с пружинами для регулировки давления.
  • Реле управления подачи энергии на блок.
  • Снимаем защитный кожух вентилятора охлаждения двигателя. Часто экран ничем не фиксируется, а просто насаживается на заднюю стенку мотора.
  • Иногда есть пара мелких шурупов, которые без труда можно выкрутить.

Третий этап. Откручиваем прижимную гайку рабочего колеса и снимаем диск с оси.

  • Вынимая вал, придется тихонько по нему постучать молотком со стороны крыльчатки.
  • Ось выйдет вместе с вентилятором охлаждения и подшипниками.

Четвертый этап. Разбор распределительной камеры насоса.

Корпус изготовлен из чугуна или стальной, очень редко встречается нержавеющий металл.

  • Разделив станцию на две части, уже станет видно всю внутреннюю часть камеры смешивания.
  • Откручиваем все сопутствующие патрубки для прочистки резьбовых соединений.

В результате проделанной работы мы получим полностью разобранное устройство. Теперь можно приступать к диагностике каждого узла по отдельности и устранению неполадок.

Важно: перед сборкой все стыки и соединительные части очищаются от ржавчины и грязи, резинки промазываем силиконом.

Ремонт своими руками

Замена гидроаккумулятора

  1. Расширительный бак имеет вид металлического бочонка с запайным корпусом. Внутри груши расположен резиновый мешок, в который при повышении давления в системе поступает вода.
  2. Если диагностика выявила поломку именно в гидроаккумуляторе, его нужно снять, открутив контргайку на шланге, ведущем в насос.
  3. Заменяемая деталь в баке — это ниппель для накачки воздуха и резиновый мешок для воды.
  4. Замена происходит путем откручивания тыльной крышки груши.

Регулировка реле давления

К сожалению, эта деталь не поддаётся ремонту, ее можно только заменить или отрегулировать. На корпусе датчика есть два штурвала. Большой служит для поднятия давления в системе. Маленький регулирует интервал включения насоса. Подкручивая их, выбираете диапазон работы устройства.

Реставрация или замена крыльчатки

  1. Для замены рабочего колеса необходимо разделить двигатель и камеру подачи воды, открутив несколько болтов на фланце.
  2. Крыльчатка крепится на штоке и прижимается гайкой.
  3. Откручиваем ее и снимаем диск.
  4. Сборку производим в обратном порядке.

Замена сальника

  1. Следуя пункту 3, разбираем насос.
  2. Сняв крыльчатку, доберемся до сальника.
  3. Снять его можно, нагрев или расплавив газовой горелкой или строительным феном.
  4. Остатки грязи или ржавчины счищаем и запрессовываем новый сальник.

Замена подшипника

  1. Следуя инструкции, указанной выше, совершаем поэтапный полный разбор устройства.
  2. Вытаскиваем якорь двигателя через заднюю крышку.
  3. На валу расположены два подшипника, по обоим концам стержня.
  4. Чтобы вынуть их, вал придется нагреть горелкой.

Новые кольца надеваем на старое место, предварительно почистив стержень от ржавчины.

Важно: новый подшипник должен полностью соответствовать маркировке старого, иначе вал будет бить по стенкам моторного отсека.

Цена ремонта

Каждая деталь, подлежащая замене, имеет свою цену в зависимости от мощности оборудования.

Гидроаккумулятор стартует от 800 рублей, поднимаясь до 10 000 р.

Самая распространенная поломка – выход из строя подшипников. Эта деталь считается расходным материалом. Цена в магазине составит порядка 300 рублей за пару.

Электродвигатель обойдется в половину стоимости всего оборудования.

Крыльчатка обойдется в 500 – 3000 рублей.

Реле давления вместе с манометром порядка одной, двух тысяч.

Советы по эксплуатации и обслуживанию

Ремонт водонасосной станции можно отсрочить, если правильно за ней ухаживать:

  • Место установки оборудования выбирают сухое и теплое.
  • Периодический осмотр внешнего вида агрегата поможет вовремя выявить неисправность.
  • Установка системы фильтрации до устройства обеспечит не только чистой водой дом, но и защитит внутренние механизмы от загрязнения.

Полезное видео

Протекает, замена сальника:

Содержание

Для восприятия радиальных и осевых нагрузок действующих на ротор в насосах необходим такой элемент, как подшипник, который является одним из важнейших деталей устройства насоса.

Все подшипники в насосах подразделяются на две группы:

радиальные – воспринимающие радиальные усилия (перпендикулярно валу ротора);
упорные(или опорные подшипники) – воспринимающие осевые усилия (по оси вала ротора).

Во время работы на насос действуют различные силы, для компенсации которых производитель решает какие подшипники должны стоять на насосах в каждом конкретном случае.

Для восприятия радиальных и осевых нагрузок, действующих на ротор, применяют подшипники качения или подшипники скольжения. Выбор того или иного типа подшипников для насосов обусловлен рядом факторов, из которых наиболее важными являются: окружная скорость вращения вала, нагрузка на вал и требуемый ресурс непрерывной работы насоса.

Подшипники качения насоса

Для малых и средних насосов в качестве радиальных опор применяют шарико и роликоподшипники. Основные преимущества таких подшипников:
Минимальные потери на трение
Небольшие размеры
Легкая замена
Невысокая стоимость
Способность многих подшипников этого типа воспринимать не только радиальные нагрузки, но и осевые

При больших скоростях вращения вала работоспособность шарикоподшипников резко снижается. Кроме того, при разрушении подшипника, как правило происходит разрушение ротора насоса.

Подшипники скольжения насоса

Подшипники скольжения в насосах применяют для ответственных насосов. Такой подшипник при правильном монтаже имеет практически неограниченное время эксплуатации.

Конструктивно подшипник скольжения состоит из 2 частей. Первая — втулка зафиксированную в корпусе насоса на внутреннем диаметре которой смонтированы вкладыши из трущихся материалов. Вторая часть подшипника – это втулка, закрепленная на валу ротора на внешнем диаметре которой так же смонтированы вкладыши.

В конструкции вкладышей подшипника насоса применены специальные материалы, так называемая трущаяся пара. При вращении ротора насоса вкладыш на валу ротора трется по вкладышу, закрепленному на втулке в корпусе насоса.

Преимуществами, кроме всего прочего, таких подшипников является бесшумная работа, неограниченный срок службы и способность демпфировать колебания вала на масляной пленке.

К недостаткам можно отнести высокую стоимость и трудоемкость изготовления.

Материалы подшипников насоса

В производстве подшипников насоса широкое применение нашли баббиты – антифрикционные легкоплавкие пластичные сплавы на основе свинца или олова с твердыми включениями, такими как медь, сурьма, никель и т.д.

Баббиты отличаются малыми потерями на трение и высокой износостойкостью, благодаря чему широко применяются для подшипников качения насосов. Если подшипники работают в условиях без смазывания или смазываются перекачиваемой средой при небольших нагрузках, то возможно применение полимерных материалов и пластмасс, например, фторопласта.

Читайте также:  Мухобойка на капот ниссан тиида

Фторопласт – 4 обладает небольшим коэффициентом трения, но недостаточно прочен и износостоек, поэтому в производстве используют металлофторопластовые подшипники с примесями бронзового порошка.

Подшипник циркуляционного насоса позволяет использовать в качестве смазки воду или другую жидкость близкую к воде по характеристикам.

Смазка подшипников насоса

В зависимости от области применения и конструкционных особенностей производитель выбирает соответствующую смазку подшипников насоса.

Герметичные насосы в качестве смазки используют перекачиваемую среду – воду, масло, бензин, слабые кислоты и др.

Перекачиваемая среда не только выполняет функцию смазки, но и выполняет съем тепла, т.е. обеспечивает охлаждение подшипников насоса.

При работе без смазывания или при смазывании перекачиваемой средой при небольших нагрузках, в конструкции применяются полимеры и пластмассы. Эти материалы обладают малым коэффициентом трения и очень высокой износостойкостью.

Если вкладыши подшипника изготовлены из баббита, то в качестве смазки применяются масла турбинные Т22, ТЗО, Т46 и Т57 или масла турбинные с присадками, улучшающими антиокислительные и антикоррозионные свойства масел.

Причины поломки и виды повреждений

Производители насосов гарантируют надежную работу подшипников в течение нескольких лет эксплуатации.

Благодаря проведённым исследованиям стал возможен расчёт долговечности подшипника водяного насоса с высокой точностью. Это сделало возможным согласование между собой долговечности подшипников и насоса. Однако время от времени случается, что фактическая долговечность подшипника оказывается ниже расчётной.

Это происходит вследствие множества причин:
не предполагаемо высокая нагрузка,
недостаточное смазывание или неподходящий смазочный материал,
неправильный монтаж подшипника,
недостаточная эффективность уплотнений,
посадка подшипника с чрезмерным натягом и, соответственно, недостаточный внутренний зазор или чрезмерный внутренний натяг подшипника.

Каждая такая ситуация порождает специфическое повреждение подшипника циркуляционного насоса, которое находит отражение в характерной картине повреждения. Следовательно, в большинстве случаев становится возможным при исследовании повреждённого подшипника установить причину повреждения и принять соответствующие меры, для того чтобы избежать повторного повреждения подшипника после возобновления работы насоса.

Когда подшипник водяного насоса находится под постоянной нагрузкой, такой как давление вала насоса, эта нагрузка передается каждому элементу подшипника, и в конечном итоге приводит к усталости металла всей конструкции.

Упрощенно суть выражается следующим образом: в реальных условиях подшипник качения не может работать произвольно долго. Раньше или позже возникает усталостное разрушение материала, и работа подшипника становится невозможной.

Промежуток времени до появления первых признаков усталости материала зависит от частоты вращения подшипника и величины нагрузки. Усталостное разрушение является следствием переменных напряжений непосредственно под поверхностью качения в зоне действия нагрузки.

Эти напряжения обуславливают образование трещин, которые постепенно распространяются к поверхности.

Когда по таким трещинам перекатываются тела качения, происходит отделение частиц материала. Процесс прогрессирует до тех пор, пока подшипник становится непригодным для работы.

Это не означает, что подшипник не может продолжать работу. Усталостное разрушение распространяется медленно и обнаруживает себя возрастанием шума и вибраций. Поэтому, как правило, остаётся достаточно времени для подготовки замены подшипника водяного насоса.

Различные виды повреждений подшипников

Каждая причина повреждения подшипника находит отражение в характерной картине повреждения. Виды повреждений можно классифицировать следующим образом:
Износ
Вмятины
Задиры
Поверхностные разрушения
Коррозия
Последствия прохождения электрического тока
Усталостные раковины
Трещины

Износ

При нормальных условиях эксплуатации сколько-нибудь заметного износа подшипников качения не наблюдается. Износ возникает тогда, когда в подшипник проникают инородные частицы или имеет место недостаточное смазывание. Он может быть также следствием вибраций не вращающегося подшипника.

Вмятины

Вмятины на дорожках качения и телах качения могут возникать когда силы монтажа передаются на кольца через тела качения. Так же вмятины возникают при чрезмерно больших нагрузках на подшипниковые узлы в то время, когда подшипники не вращаются.

Задиры

Если две недостаточно смазываемые поверхности скользят одна относительно другой под нагрузкой, то происходит перенос частиц металла с одной поверхности на другую. Это явление называют задиром. Поверхности при этом явлении выглядят шероховатыми. При возникновении задиров материал подшипника нагревается до температуры, при которой происходит отпуск. Возникает местная концентрация напряжений, следствием которой является образование трещин и раковин.

Поверхностные разрушения

Если смазывающий слой между дорожками и телами качения слишком тонкий, то вершины шероховатостей кратковременно соприкасаются друг с другом. При этом на поверхностях возникают мельчайшие трещины. Такой процесс именуют поверхностным разрушением.

При достаточном смазывании нет опасности возникновения разрушений описанного вида до тех пор, пока смазывающий слой не становится слишком тонким, либо вследствие изменения вязкости масла из-за повышения температуры, либо при чрезмерном возрастании нагрузки.

Коррозия

Если в подшипник проникает вода или агрессивные среды в таком объеме, что смазочные материалы не могут защищать стальные поверхности, то возникает коррозия. Процесс глубокой («щелевой») коррозии быстро приводит к образованию явных следов коррозии – коррозионных язвин.

Последствия прохождения электрического тока

Если электрический ток проходит через подшипник от одного кольца через тела качения к другому кольцу, то возникают повреждения подшипника. В местах перехода процесс подобен электродуговой сварке. Материал подшипника при этом нагревается до температуры отпуска и даже плавления. При этом образуются окрашенные области различной величины, в которых материал отожжен и снова закален, а иногда даже оплавлен. В местах, на которых металл был оплавлен, могут также возникать маленькие лунки.

Усталостные раковины

Усталостные раковины являются следствием нормального усталостного повреждения, которое возникает в конце обычной долговечности подшипника. Если раковины достигли определенной стадии развития, то наличие повреждения обнаруживают по шуму и вибрациям. Это сигнал к замене подшипника. Причинами преждевременного возникновения раковин могут быть превышение допустимой нагрузки, чрезмерный внутренний предварительный натяг вследствие слишком тугой посадки кольца подшипника на вал или в отверстие корпуса.

Трещины

Трещины в кольцах подшипников возникают по ряду причин. Одной из самых распространённых является неправильное обращение с подшипником во время монтажа или демонтажа. Удары молотком, наносимые непосредственно или через закалённую оправку по кольцу подшипника, могут стать причиной мельчайших трещин. В результате этого в процессе работы подшипника от него отламываются частицы металла.

Замена подшипников в насосе

В зависимости от конструкции центробежного агрегата при выходе его из строя или частичной поломке возникает потребность заменить подшипник в насосе.

Порядок работы в данном случае будет следующим:
ознакомиться с инструкцией по эксплуатации насоса и перечнем неисправностей;
обесточить насос;
снять корпус направляющего аппарата;
снять контргайку(обтекатель) и рабочее колесо;
снять поврежденный подшипник и заменить его новым.

В общем случае замена подшипника в насосе не представляет большой трудности для исполнителя. Всё, что вам потребуется в данном случае – это набор отверток и/или ключей в зависимости от конкретной модели.

Ссылка на основную публикацию
Подключение ламп днат 250
Пускорегулирующая аппаратура для натриевых ламп (ДНАТ) Для зажигания газоразрядных ламп, в том числе и натриевых, потребуется специализированное оборудование ПРА (пускорегулирующая...
Планировка шкафа купе 3 метра
Существует большое количество моделей и вариантов того, как спланировать и обустроить наполнение шкафа-купе. Определяясь с той или иной моделью начинки...
Планировка очень маленькой комнаты
Маленькие габариты спальной комнаты – не повод оставлять интерьер скучным и обыденным. Оригинальные дизайнерские решения и использование современных материалов отделки...
Подключение лампочки через диод
Если вы еще не знаете, то знайте…Сегодня, 11 ноября — Международный день энергосбережения. Не буду Вас призывать отпраздновать этот день...
Adblock detector